Студия "Диафильм"
Тихое гудение проектора-фильмоскопа и яркий луч, превращающий белую простыню на стене в волшебный экран, на котором сменяют друг друга цветные картинки… Все это навсегда остается в памяти ребенка. Помните свое настроение в тот момент? Радость и нетерпение, пока старшие настраивают объектив и заряжают пленку с диафильмом в проектор, ваш восторг в ту секунду, когда на стене появляется первый кадр, и начинается сказка…
Диафильм — это серия позитивных изображений (диапозитивов), объединённых общей тематикой в короткометражный фильм, состоящий обычно из 20-50 кадров. Диафильм связан с комиксом, мультфильмом, книжной иллюстрацией, но и отличается от них. Само название происходит от греческого δια, что в данном контексте означает «переход от начала до конца»; и англ. film — рулонная фото(кино)плёнка.
Основным производителем диафильмов в Советском Союзе являлась московская студия «Диафильм». Кроме детских диафильмов выпускался большой ассортимент учебных, в том числе на производственную тематику. Ряд фильмов был засекречен, поскольку предназначался для спецслужб. Также диафильмы производили студии в Ленинграде, Киеве («Укркинохроника») и Ташкенте. Плёнки тиражировали в Харькове и Рязани на кинокопировальных фабриках. За рубежом диафильмы производились компаниями CBS, The New York Times Company, Coronet Films и другими медиахолдингами или издательствами, начиная с 1950-х годов. Аналогичное производство было налажено на производственной базе киностудий в странах соцблока: Польше, Венгрии и других. Тематика иностранных диафильмов была в большей степени образовательной, тогда как в СССР предпочтение отдавалось сказкам и литературным произведениям. Ряд диафильмов для детей выпущен студией Уолта Диснея.
Стоимость советского диафильма, традиционно продававшегося без фонограммы, в 1970—1980-е годы составляла 30 копеек за цветной и 20 копеек за чёрно-белый варианты. Диафильмы со звуковым сопровождением рассматривались, как приложение к грампластинке, которая занимала основную часть стоимости. Большинство зарубежных диафильмов в обязательном порядке снабжалось звуком на грампластинке, а позднее — на компакт-кассете. Такая фонограмма содержала низкочастотные сигналы в местах смены кадра, запускавшие механизм протяжки автоматических фильмоскопов. В СССР технология синхронизации показа и звукового сопровождения так и не была освоена, поэтому лишь единичные фильмы комплектовались грампластинками. При этом смена кадров диафильма производилась вручную, а звукоряд составлялся так, чтобы точная синхронизация не требовалась.
Читать далее